Главная / Экономика / Российские банки поставили власти ультиматум, грозя отыграться на клиентах



Российские банки поставили власти ультиматум, грозя отыграться на клиентах

Российские банки поставили ультиматум властям. Финансовые организации недовольны тем, что из-за государственных мер поддержки населению и бизнесу они теряют деньги. Банкиры попросили правительство снять ограничения на комиссии за эквайринг — безналичные платежи, что вернет им доходы в 10–15 млрд рублей. Иначе они введут плату за все, что сейчас бывает бесплатным: выпуск карт, использование мобильного банка, доступ к колл-центру. В Госдуме считают, что банки блефуют.

Российские банки поставили власти ультиматум, грозя отыграться на клиентах

Ассоциация банков России (АБР) попросила правительство вернуть прежний размер комиссий за эквайринг. Это процент, который компании платят банку-эквайеру, отвечающему за перевод, банку-эмитенту и платежной системе за каждый безналичный расчет. Дело в том, что для поддержки бизнеса и населения Центробанк с апреля по конец сентября уменьшил ставку до 1% для онлайн-покупок и медицинских услуг.

Интересно, что «битва за эквайринг» между регулятором и банками идет уже давно. В прошлом году ЦБ ограничил слишком высокие комиссии за безналичные расчеты. Более того, плату за эквайринг назвал «квазиналогом» сам Владимир Путин. Он даже привел аргументы. По его словам, в среднем магазин отдает банку 3% от суммы покупки по безналу, в то время как в мире комиссия составляет 0,2–0,3%.

В этот кризис Центробанк решил воспользоваться своим правом ограничить комиссии, чем вызвал негодование банков. В АБР уверены, что снижение эквайринговых комиссий приведет к уменьшению стимулов для использования безналичных способов оплаты, потому что карты станут менее привлекательными для использования. Здесь постараются сами банки: они грозят брать деньги с потребителей за выпуск и обслуживание карт (они сейчас бесплатны, например, для пенсионеров и студентов), сократить или отменить программы лояльности. Даже звонки в колл-центр могут сделать платными, что особенно неприятно. Если клиенту понадобится срочно заблокировать карточку, а у него не будет денег на балансе, он не сможет этого сделать. В АБР не указывают, на сколько именно может подорожать клиентский сервис. Однако в среднем обслуживание банковской карты стоит несколько сотен рублей в месяц, значит, в год речь идет о нескольких тысячах рублей.

Вице-президент ассоциации Алексей Войлуков пояснил, что бесплатные услуги для потребителей сейчас компенсируются за счет платы бизнеса за эквайринг. В этом и состоит главное отличие европейской бизнес-модели, где комиссии низкие, от российской. Если ограничения сохранятся, обычные клиенты будут вынуждены расплачиваться за послабления для бизнеса. Банки пригрозили и небольшим торговым точкам отказаться от их обслуживания. Мол, магазины с оборотом менее 12 млн безналичных платежей в год им невыгодно обслуживать.

Вообще в последнее время банкам сильно урезали возможности заработать. С 14 июня отменено действие «банковского роуминга» (платы за переводы между регионами), временно введены бесплатные переводы в рамках Системы быстрых платежей Центробанка, в Госдуме рассматривается законопроект об отмене банковских комиссий за оплату ЖКХ. В то же время именно в банковский сектор государство во все кризисы вливает огромные средства. Кроме того, основным источником доходов финансовых организаций являются кредиты.

Эксперты считают, что банкам придется балансировать между желанием вернуть прежнюю маржу и страхом потерять еще больше. «С одной стороны, логично, что банки будут пытаться компенсировать потерю доходов от эквайринга за счет других услуг. С другой стороны, есть большие сомнения в том, что будет введена плата за выпуск и обслуживание карт для всех. В условиях падения реальных доходов населения и роста уровня безработицы это может привести к оттоку клиентов. Банкам этого совсем не нужно: сейчас слишком высока конкуренция за новых потребителей», — отмечает глава консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин.

Вместе с тем наш собеседник уверен, что банки найдут способ сократить потери. «Это может быть уменьшение размера кэшбека или повышение каких-то отдельных тарифов. Однако мало шансов, что это коснется непосредственно мобильных банков или колл-центров. В этом случае будет ограничена коммуникация с клиентами, что вызовет негативную реакцию потребителей», — заключил эксперт.

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*